Хорошо, если у ребенка к семи годам есть свой круг друзей. Но если к этому возрасту ему так и не удалось установить отношений со сверстниками? Могут ли родители заменить своему ребенку общение с другими детьми? Варианта всего два. Родитель может полностью включиться в игру с ребенком. Но есть мнение, что это невозможно, потому что тем самым взрослый может разрушить свой авторитет в глазах ребенка, ведя себя подобно ему. К тому же у взрослых, как правило, нет столько времени, чтобы уделить ребенку достаточно внимания, играть с ним столько, чтобы восполнить дефицит общения. И сверстник, и родитель по-своему участвуют в формировании личности ребенка, показывая ему законы поведения. Смотря на них, дети усваивают определенные модели поведения.
Понятно, что общения только с родителями ребенку недостаточно, чтобы социализироваться. Общаясь в детском саду, детям, которые до определенного момента получали родительскую любовь просто так, приходится завоевывать положение. Не сразу, но новые люди становятся друзьями. Ребенок, сравнивая отношение родителей и своих сверстников, обогащает свои знания об этом мире.
Приобретая друзей, ребенок чувствует себя самостоятельней, развивается, приобретает знания о самом себе. Он начинает смотреть на себя с разных сторон.